«Известия Мордовии»: Саранские меломаны узнают истину об отношениях Моцарта и Сальери

Опубликовано

20 ноября артисты Государственного камерного хора РМ и Государственного камерного оркестра РМ  презентуют саранской публике совместную программу «Моцарт & Сальери». 

Возникшая в богемных кругах XIX века сплетня о том, что якобы итальянец Антонио Сальери отравил великого австрийца Амадея Моцарта, получила широкое распространение в России благодаря Александру Пушкину, который предложил свою версию взаимоотношений двух композиторов, сочинив маленькую трагедию «Моцарт и Сальери». 

Хотя, по свидетельствам многочисленных современников, на самом деле Сальери отличался необычайным добродушием и готовностью всячески помогать окружающим, в частности коллегам, в том числе Моцарту. 

Да и поводов для зависти у Сальери не возникало. Он более 35 лет занимал самый престижный в Европе пост придворного капельмейстера в Вене и более полувека посвятил преподавательской деятельности. Среди его учеников были Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист и др. 

А композиторский и дирижерский талант Сальери не уступал дарованию Моцарта. Родившийся в многодетной семье не особо успешного итальянского торговца, Антонию с раннего детства тянулся к музыке. Первые уроки он получил у старшего брата Франческо, игравшего на скрипке, затем постигал премудрости исполнительства у церковного органиста. Потеряв мать и отца, с 14 лет Антонио воспитывался в семье венецианских аристократов, а чуть позже случайно познакомился с венским придворным композитором и капельмейстером Флорианом Гассманом. 

Общение с выдающимися музыкантами, в том числе, знаменитым композитором Кристофом Глюком, способствовало формирование творческой неординарности самого Сальери. В 20 лет его приняли ассистентом Гассмана в императорский театр и тогда же он начал писать авторскую музыку. 

Сальери по праву признан одним из самых успешных мастеров оперного жанра и плодовитых композиторов конца XVIII века. 

Его оперы «Данаиды», «Тарар» и «Аксур», «Пещера Трофония», «Фальстаф», «Сначала музыка, а потом слова» до сих пор и ставятся европейскими театрами и звучат в концертном исполнении. К примеру, написанную Антонио Сальери к открытию «Ла Скала» оперу «Признанная Европа», в 2004 году выпустили в новой редакции специально к открытию миланского театра после длительного ремонта. 

В его творческом наследии более 40 опер, не считая более 100 вокальных и инструментальных произведений светского характера. Однако, по заверениям самого Сальери, с особым вдохновением он создавал религиозную музыку – мессы, песнопения, гимны. Кстати, по мнению австрийского музыковеда Леопольда Кантнера, как раз Моцарт заимствовал мелодичную стилистику Сальери, сочиняя свою Ave Verum. 

Впрочем, саранские музыканты предложат слушателям самим сравнить дарование этих композиторов. 20 ноября в 19.00  прозвучат Месса соль мажор Вольфганга Амадея Моцарта и Месса ре мажор Антонио Сальери. 
Молодые меломаны могут воспользоваться «Пушкинской картой».

Источник

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *