Прошлой осенью впервые в Мордовии прошел фестиваль симфонических оркестров «Настоящее». В новом концертном сезоне слушателей ждет фестиваль «Настоящее– 2» и три встречи с замечательными оркестрами.
Первая – с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром, уникальным коллективом. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры РФ
Дирижёр – Арсентий Ткаченко.
Солист – лауреат XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского Алексей Мельников (фортепиано).
В программе: Л. ван Бетховен – Симфония №5, I часть И. Брамс – Симфония № 4, IV часть С.В. Рахманинов – Симфония №2, III часть И. Стравинский – Сюита «Жар-птица» (фрагменты) С. Рахманинов – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Михаил Юровский, Владимир Федосеев, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы. РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.
Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая,что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.
РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей…